- ГВАТЕМАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ГВАТЕМА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература гватемальского народа. Развивается главным образом на испанском языке. Сохранились памятники древней литературы индейцев киче, наиболее значительные из которых народный эпос «Пополь-Вух» (записан латиницей около 1554 1558) и драма «Рабиналь-Ачи» (записана в XIX в.). Первые памятники на испанском языке исторические хроники: «Правдивая история завоевания Новой Испании» (написана в 1545 1568) Б. Диаса дель Кастильо; это произведение принадлежит также мексиканской литературе. В поэме Р. Ландивара «Мексиканская сельская жизнь» дано описание природы Гватемалы и быта ее жителей. Становление национальной литературы связано с Войной за независимость испанских колоний в Америке 1810 1826; ее основоположниками были поэт Х. Батрес Монтуфар крупнейший представитель романтизма, господствовавшего вплоть до 7080‑х гг. XIX в., и писатель А. Х. Ирисарри. В прозе ведущее место занимал костумбризм (сборник бытописательских очерков «Картины нравов» Х. Мильи-и-Видаурре). Изображая народный быт в его неповторимом своеобразии, писатели-костумбристы нередко обращались к социальной проблематике (Ф. Лаинфьеста).
На рубеже XIXXX вв. появились реалистические произведения М. Сото Холла автора первого в Латинской Америке антиимпериалистического романа «Проблема». Многие поэты и прозаики, испытавшие влияние модернизма, обратились в 2030‑х гг. к национальной проблематике. Выделяются Р. Аревало Мартинес, чьи остросатирические романы и памфлеты имеют антиимпериалистическую направленность, и К. Вильд Оспина. Борьбу за передовую культуру в эти годы возглавили писатели, сплотившиеся вокруг журнала «Renacimiento» (М. А. Астуриас, Л. Кардоса-и-Арагон и др.). Гватемальская революция 1944 1954 укрепила позиции прогрессивных литературных сил; возникли литературные объединения «Каса де культура», «Сакерти», журнал «Revista de Guatemala». К этому времени относится расцвет творчества крупнейшего гватемальского писателя Астуриаса. Его романы «Сеньор Президент», «Зеленый Папа» значительный вклад в борьбу латиноамерикансого народов против реакционных диктатур, засилья иностранных монополий. В романе «Глаза погребенных» он сделал попытку художественного осмысления освободительной борьбы сквозь призму фольклорно-мифологического сознания. Демократические идеи Г. л. 4050‑х гг. развивали поэты и публицисты Кардоса-и-Арагон и Р. Лейва, выступавшие за возрождение традиций индейской культуры. В литературе 6070‑х гг., активно участвующей в борьбе за демократию и социальный прогресс, выделяется творчество поэтов О. Р. Кастильо, Р. Обрегона Моралеса, К. Ильескаса, прозаика и драматурга М. Галича, писателя-публициста У. Альварадо Арельяно, автора литературоведческих марксистских работ. В 70‑х гг. выдвинулась поэтическая группа «Нуэво сигно», издается журнал «La Gran Fláuta».
Литература:
Mentòn S., Historia crítica de la novela guatemalteca, Guatemala, 1960.С. Н. Табунов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.